О питомнике
Наши собаки
Щенки
Документация NEW!!!
Фотогалерея
Услуги
Сотрудничество
О породе
Дрессировка и спорт
Выставки
Статьи
Форум
Гостевая книга
Контакты
Ссылки
Архив новостей
Напишите нам






Дрессировка и спорт
| вернуться к списку статей

  • Неврозы
  • Психические отклонения

    НЕВРОЗЫ

    Неврозы — это заболевания центральной нервной системы, связанные с расстройствам высшей нервной деятельности. Легкая и кратковременная форма невроза называется срывом ВНД. Неврозы у собак проявляются в виде длительно протекающих расстройств условно-рефлекторной деятельности и чаще всего связаны с нарушениями правил дрессировки и содержания. Существует несколько форм подобных заболеваний:

    ТОРМОЗНАЯ ФОРМА НЕВРОЗА - чаще всего встречается в финальный период обучения животного из-за "передрессировки". У собак развивается слабость, пассивность, сонливость, угнетение. Положительные рефлексы не образуются, а ранее выработанные — слабо выражены или совсем не проявляются.

    ВОЗБУДИТЕЛЬНАЯ ФОРМА НЕВРОЗА - случается при отработке тормозных условных рефлексов, особенно при форсировании выдержки у молодых собак. Проявляется внезапно беспричинным возбуждением, суетливостью, раздражительностью на обычные и даже давно привычные сигналы.

    ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ФОРМА НЕВРОЗА - встречается довольно редко. Причиной является перенапряжение и срывы как процесса возбуждения, так и процесса торможения. У собак наблюдается извращенная ответная реакция: на сильные раздражители они реагируют слабо, на незначительные раздражители реакция неадекватна, на раздражители средней силы ответных реакций нет. Так, например, животное может равнодушно наблюдать за фигурантом на площадке и в то же время свирепо бросаться на спокойно идущего человека, не реагировать на команды хозяина. (Эта признаки квалифицируются как нервный срыв при условии, что собака до него вела себя абсолютно иначе).

    НЕГАТИВНАЯ ФОРМА НЕВРОЗА - бывает очень часто, протекает быстротечно и, как правило, переходит в другие формы. Причинами являются столкновения противоположных нервных процессов, возникающих при обучении некоторым приемам. Заболевание проявляется противоположными ответными действиями: на положительные раздражители собака отвечает тормозными реакциями (в ответ на похвалу начинает дрожать, отказывается от лакомства и т.д.), а негативные раздражители (воздействие поводком, резкий окрик) приводят ее в состояние крайнего возбуждения.

    ФОБИИ — это неврозы в виде внезапных страхов на различные раздражители: на высоту, глубину, на отдельные препятствия, скопление людей и т.д. Объясняется нарушением подвижности тормозного процесса. В практике дрессировки наблюдаются фобии при отработке выдержки. Срыв дифференцированного торможения при частом повторении выборки вещи иногда вызывает боязнь хождения по лестнице, прыжков через штакетник и пр.

    ЭКЗЕМАТОЗНАЯ ФОРМА - сопровождается кожными заболеваниями в виде экземы или дерматитов, симметрично расположенных на теле собаки и неподдающихся обычным методам лечения. Обычно свидетельствует о переходе других неврозов в хроническое течение.

    Профилактика и лечение неврозов обеспечивается предоставлением животному отдыха, исключением из обихода раздражителей, которые вызвали срыв, а затем невроз, строгим соблюдением правил и режима дрессировки по надежным методикам. Медикаментозное лечение неврозов проводится по назначению ветеринарного врача.

    По материалам журнала "Эксцельсиор"

    ПСИХИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ

    Психическое развитие не у всех собак формируется нормально, без отклонений, которые, в свою очередь, могут привести к различным формам особого поведения. Очень часто такие отклонения возникают из-за ошибок в воспитании. Не следует, однако, считать, что ошибки владельца в начальном периоде выращивания одинаково приведут к нарушениям и трудностям. Сразу оговорюсь, что при общении с четвероногими пациентами, имеющими особенности в поведении, необходимо запастись терпением, чтобы усилия, направленные на улучшение и выздоровление, смогли привести к успеху. Далее речь идет о наиболее часто встречающихся нежелательных формах поведения, а именно об агрессивности и страхе.

    АГРЕССИВНОСТЬ. Слово произошло от лат. Aggrediri — бросаться, нападать. Это враждебное поведение, в основе которого лежит неконтролируемое применение силы против людей, животных, предметов. Особо агрессивные особи всегда создают напряжение для своего окружения. Наука не дала однозначный ответ на вопрос о причине агрессивного поведения собак.
    Сторонники психоанализа исходят из преобразованной теории инстинктов, согласно которой любую форму агрессии можно объяснить закрепленным в наследственном материале инстинктом агрессивности (органического антагониста либидо). Современная теория агрессивности отказывается от попыток биологического объяснения. Она гласит, что формы агрессивного поведения не являются абсолютно врожденными. Бывают случаи, когда оно возникает под влиянием опыта познания окружающей среды. Агрессивность может быть формой фрустрации, на которую реагирует собака. (Фрустрация — с лат. языка — обман, неудача. Это психологическое состояние, возникающее в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой цели, потребности. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, отстраненности или агрессивности). Это может быть реакция на удары палкой или ответ на то, что потребности животного остались неудовлетворенными. Даже небольшая фрустрация у сверхвозбудимых собак ведет к созданию на длительный срок форм агрессивного поведения. Но фрустрация вовсе не обязательное условие для формирования агрессивности. Всегда существует возможность, что она подействует на собаку с противоположным эффектом, — животное станет испуганно прятаться. Такое случается, когда четвероногий питомец остро нуждается в добром общении при клеточном содержании.

    Демотивация, неправильные методы обучения, слишком высокие требования, предъявляемые собаке, делают ее раздражительной и злой. Нередко животное проявляет агрессию по так называемому "принципу велосипедиста" (в немецком языке слово "велосипедист" имеет еще одно значение — человек, соединяющий низкопоклонство перед вышестоящими с жестокостью по отношению к нижестоящим — примечание переводчика). Жертвой обычно становится ближайший и более слабый физически объект (сородич, человек, а за неимением таковых — какая-либо вещь). Специалисту, наблюдающему такого пациента, нельзя оставлять без внимания опыт, полученный псом в его "детской комнате", а именно еще у заводчика. Будучи маленьким щенком, он подражает своим родителям, братьям и сестрам и иногда перенимает необратимые формы поведения. В этой связи значительную роль в отношении психического развития играет первое "воспитание" заводчика и его методы содержания. В качестве совета хотелось бы упомянуть, что в борьбе с агрессией ничего нельзя добиться при помощи побоев и ругани. Вместо этого, целесообразнее понять причины такого поведения, пересмотреть методы воспитания и соответствующим образом влиять на животное. У собаки всегда должна иметься возможность "выпустить пар" во время игр и спортивных занятий. Следует также отказаться от излишне авторитарного стиля руководства. Необходимо принимать во внимание предел собачьих возможностей, и, чтобы не сорвать ей психику, нужно избегать чрезмерных требований.

    К СТРАХУ (боязни) относятся чувство отвращения, внутреннее напряжение, беспокойство и неуверенность. Страх можно перепутать с другой формой эмоциональной реакции на угрожающую опасность — с испугом. Испуг можно испытать при реальной угрозе, которая осознается и которую можно обозначить. Страх исходит от неопределенной угрозы или от ощущения скрытой опасности. Естественно, он сказывается на поведении собаки. Осложняется свободное проявление социальных и психических способностей или оно становится просто невозможным.

    Таким образом, страх может быть серьезной причиной отклонений и нарушений в поведении. При обучении боязливых животных на дрессировочной площадке страх может проявляться отчетливей, что скажется на результатах дрессировки. Чувство внутреннего напряжения в некоторых случаях может привести к проявлению враждебности. Следует помнить, что страх — это начало определенного опыта, который собака приобретает в течение всей жизни, начиная со щенячьего возраста.
    Недостаточное удовлетворение потребностей (в пище, уходе, заботе и т.д.) приводит к постоянно нарастающему внутреннему напряжению, которое представляет угрозу для всего существования животного. В результате этого возникает "готовность страха", которая может стать основой для всевозможных нарушений у особо восприимчивых и эмоциональных животных.

    Так как сложно определить истинные причины в каждом отдельном случае, то необходимо заблаговременно воспользоваться терапевтической помощью. Здесь важно помнить, что воспитательный климат должен быть наименее строгим, как и в отношении агрессивных собак. Для боязливого животного решающими и благоприятными факторами являются чувство безопасности, прочный контакт с человеком и ласковое обращение.

    Любовь — это тоже воспитание. Она, вместе с настойчивостью, является ценным компонентом при обучении собаки с психическими отклонениями.

    Штефи Хёрхольд, SV Zeitung, №11, 1997 г.

    По материалам журнала "Эксцельсиор"

    на главную



    designed by Neida
    copyright © Riterlix Stamm, 2002-2005


    Баннерная сеть FBN



  • Hosted by uCoz